Я побывала в музее Г. Р. Державина (центральный корпус) в Санкт-Петербурге. Музей был открыт в 2003 году в восстановленном доме Державина на набережной реки Фонтанки.
Гавриил Романович Державин — известный русский поэт XVIII века, государственный деятель, который внёс большой вклад в развитие русской литературы.
В музее мне понравилось, что можно увидеть, как жил Державин, какие у него были комнаты, мебель, вещи — это помогает представить его не только как поэта, а как живого человека. Экспозиции оформлены красиво, чувствуется атмосфера того времени. Правда хотелось бы больше интерактивных элементов, но в целом музей показался мне познавательным.
Больше всего мне понравился экспонат «Диванчик»
Диванчик - одна из самых необычных гостиных дома. Мода на них пришла с Востока во второй половине XVIII и явилась одним из результатов русско-турецких войн. Иван Иванович Дмитриев, известный поэт, друг Г.Р. Державина, очень точно сказал: «И эта выдумка диванов / По чести месть нам от султанов».
Державин любил отдыхать и принимать гостей в Диванчике. К одному из них, Петру Лукичу Вельяминову, он обратился с такими стихами:
Сядь, милый гость! здесь на пуховом
Диване мягком отдохни;
В сем тонком пологу перловом
И в зеркалах вокруг усни <...>.
В Диванчике находились бронзовые бюсты Гаврилы Романовича и его первой супруги Екатерины Яковлевны работы Ж.-Д. Рашетта. 06 этих бюстах поэт упоминает в стихотворении «Мой истукан»:
А ты, любезная супруга!
Меж тем возьми сей истукан;
Спрячь для себя, родни и друга
Его в серпяный твой диван;
И с бюстом там своим, мне милым,
Пред зеркалом их в ряд поставь <…..>.
Диванчик был создан, по всей видимости, по проекту Н.А. Львова, внучка которого М.Ф. Ростовская вспоминала: «В самой комнате о двух окнах к противоположной от них стене был приделан род четырехугольного храмика, весь из белой кисен, драпированной на розовой подкладке. Драпировка поднималась к потолку сводом, в центре которого над самыми головами было вставлено небольшое зеркало. Храмик <...> был похож на красивую розовую ложу, вокруг которой был по стенам сплошной розовый же диван, замкнутый с концов деревяннымои точеными балясинами <...>».